вторник, 2 мая 2017 г.

Марсианка с таежной заимки. Агафья Лыкова

всем привет!
как и обещала, расскажу о книге, которая заставила меня сильно задуматься. не о сюжете, о жизни вообще:-)
Не знаю как вы, а я точно помню из своего детства развороты в "Комсомолке", где Василий Песков увлекательно рассказывал о путешествии в глубинку тайги, где оторванной от цивилизации жила Агафья Лыкова (да, именно она стала для меня главной героиней всей этой сибириады).
Оказывается, Песков собрал свои газетные материалы в сборник и издал их отдельной книгой (чистая компиляция, но она производит еще бОльшее впечатление, чем растянутые во времени газетные статьи, появлявшиеся в лучшем случае раз в полгода-год). Большой плюс книги в фотографиях, сделанных автором в разные годы.
Думаю, сюжет напоминать особо не нужно: 15 июня 1978 года группа геологов обнаружила семью староверов, которые в конце 30-х годов отделились от своих единоверцев и забрались в непроходимую тайгу. Отец Карп Осипович, два сына - Савин и Дмитрий, две дочери - Наталья и Агафья все эти годы жили в тесном семейном мирке, обрабатывали землю, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу и изредка охотились, ну и самое главное - хранили веру.
Вот так выглядели эти люди, когда на них натолкнулись геологи:

под катом будут еще фотографии и, собственно, что именно меня зацепило в книге (впрочем, скорее даже в самой ситуации):

Братья и сестра Наталья умерли один за другим в том же 1978 году. И у Пескова они только тени из воспоминаний отца и Агафьи. Кто они, какими были? Мы можем понять только отношение к ним сестры, не более.
Что увидел сам Песков в своей первой экспедиции? Дикари, живущие в полной антисанитарии. Скорее всего и сам журналист не до конца понимал, почему Капр Лыков увел свою семью в такую глушь. А поскольку я человек не религиозный, то не понимаю этого и я.
Агафья - не глупая, с чувством юмора, гибкая, но, как мне кажется, совершенно несчастная женщина. Она ведь не ущербна интеллектуально, а просто воспитана в каких-то домостроевских правилах. Но она была открыта всему новому. Да, у нее тоже были запреты, все эти "не можно", но она готова была учиться, узнавать и удивляться - лететь на самолете, ехать на поезде. Но, между тем, оказалась не достаточно гибкой, чтобы социализироваться.
То, что было не заметно в детстве, но стало явным сейчас, так это отношение Пескова к ситуации, к семье Лыковых и к самой Агафье. Любопытство, замешанное на непонимании и где-то даже отвращении к условиям, в которых они жили. Песков не смог убедить отца Лыкова перебраться к людям и, как мне кажется, это его сильно тяготило. Как и то, что ему не удалось убедить Агафью прервать свое отшельничество и уехать к родне, пойдя наперекор воле Карпа Осиповича.

И вот как раз роль отца в жизни Агафьи заставляет задуматься - насколько человек имеет право становиться богом. Я мать и очень тревожусь о воспитании своего Мишки. Как удержать баланс, как вырастить цельного, думающего и самостоятельного человечка? Не подавить, а развить. Дать чувство защищенности, но при этом не лишить права выбора. Научить отличать важное от наносного.
Жутко становится, если честно, когда начинаешь анализировать, насколько отец Лыков был самоуверен и самовлюблен, когда уходил в этот свой медвежий угол. Ведь, по сути, когда он умер, Агафья осталась не просто одна, она осталась выбирать без выбора - жить полноценной жизнью ее никто не научил.

Где-то год назад я читала исповедь Ромена Гари - его гениальнейшее "Обещание на рассвете". О любви к матери, о любви матери к сыну, которая преодолела все препятствия, которая дала крылья, но, при этом лишила ребенка стержня - оправиться от смерти самого дорого и, в общем-то, единственного важного в свой жизни человека писатель так и не смог.
Вот и здесь, та же ситуация. Могла ли Агафья уйти к людям? Да, в общем, ей не могло непреодолимо мешать отсутствие этого "благословения". Но кем бы она стала? Все время, пока держалась советская власть, к ней приезжали, ей помогали, но она была некоей диковинной зверушкой. Скорее всего, сама Агафья об этом не задумывалась но как итог - 74-летняя женщина проживает жизнь, запланированную ее отцом.

И вот как после этого не благодарить суфражисток, феминисток и ту же самую Клару Цеткин за то, что  мы имеем право выбора?
Вот как-то так на первый раз:-)

4 комментария:

  1. У меня есть по жизни один вот такой лозунг. Звчит он просто.
    "Всё, что слишком, это плохо!" Это и к Цеткин относится, и к Лыкову...А Лыкова могла бы и подумать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, Клара, действительно "слишком", как и феминистки в своих крайних проявлениях. но в борьбе за права женщин их заслуги есть.
      а как и о чем думала Агафья? она, как и отец рассчитывала привлечь на свою заимку единоверцев. но они и были той самой крайностью, на которую мало кто может согласиться. даже деревня их родни была социализирована - люди работали, служили в армии, дети ходили в школу и даже были в пионерах. с одной стороны они вроде как и понимали, что без помощи не выжить, а с другой... в общем, получилось как получилось.
      но если в детстве читать о Лыковых было все равно, что о Робинзоне, то теперь жутковато:-)

      Удалить
  2. С возрастом растеряла часть категоричности :) Знать бы, чем аукнутся мои поступки и методы воспитания и для меня, и для ребёнка. Все мы ошибаемся. И ищем свою путь, свою веру.
    На своём пути часто думаю, что мы что-то теряем, забывая традиции. А кто-то перегибает. И в этом тоже чей-то выбор. И как знать, кто в своём выборе счастливее :)
    Выбор Стерлиговых, например.
    Или родителей очень шустрого и неуправляемого мальчика, у которого в два года свой планшет со свободным доступом в Интернет. Потому что с планшетом он долго и тихо сидит на месте.
    Так что на сегодняшний день я всё впитываю, обдумываю, сортирую... Понимать и не стараюсь, ищу лишь нужные крупицы для себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой, о Стерлиговых, честно сказать и не слышала раньше. но у нас плюс-минус такие свои водятся в лесах под Киевом и Житомиром
      в общем, пошла просвещаться:-)

      Удалить